AliExpress считает форс-мажором проблемы, вызванные эпидемией COVID-19

, обновлено

Группа компаний Alibaba, в состав которой входит популярная розничная торговая площадка AliExpress, опубликовала изменения в Условия использования (Terms of use), расширяющие перечень форс-мажорных ситуаций последствиями эпидемий. Новые условия в англоязычной редакции вступили в силу 6 мая 2020 года. На момент публикации этой заметки в русскоязычном разделе правовых документов Alibaba последней редакцией Условий использования оставалась предыдущая — от 9 октября 2020 года.

Основные изменения коснулись раздела 9 «Форс-мажор». Ниже приведён текст его действующей редакции с выделением изменений относительно предыдущей редакции. Русский перевод изменений — наш.

9. Force Majeure

9.1 Under no circumstances shall Alibaba.com be held liable for any delay or failure or disruption of the content or the Services accessed or delivered through the Sites or the creation or fulfilment of contracts resulting directly or indirectly from acts of nature, forces or causes beyond our reasonable control, including without limitation, Internet failures, computer, telecommunications or any other equipment failures, electrical power failures, strikes, labor disputes, riots, insurrections, civil disturbances, shortages of labor or materials, fires, flood, storms, explosions, acts of God, war, governmental actions, orders of domestic or foreign courts or tribunals, or non-performance of third parties or any suspension or disruption of transportation or business operation (including but not limited to delays or disruption of the resumption of work or operation ordered by any government agency) in the event of a national or regional spread of epidemic or pandemic.

9. Форс-мажор

9.1 Ни при каких обстоятельствах Alibaba.com не несет ответственности за любые задержки или невыполнение или нарушение содержания Услуг, поставляемых через Сайты или доступ к которым осуществляется через Сайты, или заключение или исполнение контрактов, которые напрямую или косвенно связаны со стихийными бедствиями, воздействием сил или причин за пределами нашего разумного контроля, включая, без ограничения, отключение Интернета, компьютеров, телекоммуникаций или любых других отказов оборудования, отключения электропитания, забастовки, трудовые споры, массовые беспорядки, восстания, гражданские беспорядки, нехватка рабочей силы или материалов, пожары, наводнения, штормы, взрывы, стихийные бедствия, войны, действия правительства, решения отечественных или зарубежных судов или трибуналов или неисполнение обязательств третьими лицами или приостановкой или нарушением транспортного сообщения или производственной деятельности (включая, в качестве неограничивающего примера, задержку или срыв возобновления работы или деятельности по распоряжению любого государственного учреждения) в случае национального или регионального распространения эпидемического заболевания или пандемии.

AliExpress: форс-мажор

Учитывая дату внесения изменений, под «эпидемическим заболеванием», в первую очередь, очевидно, подразумевается коронавирусная инфекция COVID-19, уже вызвавшая серьёзные задержки доставки почтовых отправлений по причине транспортных ограничений, введённых рядом стран, включая Россию.

Форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы — юридический термин, позволяющий ограничивать ответственность сторон в рамках заключённого договора, если исполнение его положений одной или обеими сторонами невозможно или чрезвычайно затруднено в силу обстоятельств, вызванных внешними непредсказуемыми событиями.

AliExpress, обладая собственными логистическими ресурсами, а также находясь в тесных партнёрских отношениях со службами доставки, оказывает не только посреднические услуги по заключению и сопровождению сделки между продавцом и покупателем, но также и услуги по доставке товаров (варианты «AliExpress Standard Shipping» и «AliExpress Saver Shipping» являются одними из самых популярных и выбираются по умолчанию). В этом случае «крайним» при возникновении проблем с логистикой становится AliExpress, а массовый срыв сроков доставки может влететь площадке «в копеечку».

После вступления в силу новой редакции Условий использования AliExpress может отказать как покупателю, так и продавцу в любых компенсациях, если товар не был доставлен либо был доставлен с нарушением сроков по причинам, связанным с эпидемической ситуацией в странах, по которым пролегает маршрут перемещения посылки. Впрочем, это не означает, что именно таким образом AliExpress и намерен поступать.

Риски, связанные с репутационными издержками площадки, способными вызвать массовый и долгосрочный отток покупателей, скорее всего, перевесят возможные совокупные потери из-за компенсаций. Можно предположить, что в большинстве случаев службы AliExpress, не ссылаясь на форс-мажор, будут всячески затягивать открытие и ведение споров в надежде дождаться нормализации почтового сообщения между странами. В настоящее время стандартный срок защиты сделки на AliExpress составляет 90 дней, по истечении которых покупатель вправе открыть спор и затребовать полный возврат средств. Продавец по просьбе покупателя может увеличить этот срок до 120 дней.

Обращаем внимание, что если покупателю не удаётся добиться справедливости ни путём открытия спора, ни через обращение в службу поддержки AliExpress, он вправе обратиться в банк для опротестования транзакции и возврата средств путём чарджбека. Основной риск в этом случае — возможность блокировки аккаунта (да, AliExpress очень не любит чарджбек).

Теги: AliExpress, АлиЭкспресс, форс-мажор, спор, компенсация, коронавирус, COVID-19, эпидемия.

Вернуться к списку записей