В самом конце сентября на многих отечественных новостных онлайн-ресурсах появилась новость об открытии российского TMall — торговой площадки, являющейся одной из «дочек» Alibaba Group. Редакция MFN избежала соблазна скоропалительно «хайпануть» на этом информационном поводе, публикуя тематическую заметку, лишь выждав несколько дней и детально во всём разобравшись. Собственно, сейчас Вы её и читаете.
28 сентября 2017 года было объявлено об открытии российского представительства китайской торговой площадки TMall, входящей в Alibaba Group, включающую также B2B-площадку Alibaba, розничные площадки AliExpress и Taobao, платёжную систему Alipay и ряд других компаний. Соответствующую новость со ссылкой на ТАСС опубликовали ведущие новостные сайты.
Основной целью ввода в действие новой площадки, судя по всему, является обособление премиального сегмента с одновременной оптимизацией логистики: в TMall будет продаваться, в первую очередь, сложная бытовая техника и качественная одежда ведущих брендов, а доставка преимущественно будет осуществляться курьерскими службами с российских складов. Помимо быстрой доставки дополнительным преимуществом станет официальная гарантия.
По сути, Alibaba инициировала передел рынка российского онлайн-ритейла.
Де-факто российский TMall, вынужденный первое время своего существования ютиться на платформе AliExpress в качестве одного из разделов, стал результатом объединения просуществовавшего два с половиной года раздела «Молл» и магазина «Молния», каждый из которых использовался для реализации товаров с доставкой из России.
То, как Alibaba спешит с запуском российского TMall, заставляет сделать вывод о желании максимально оперативно занять сегмент рынка, который подвергнется масштабным изменениям в самом ближайшем будущем. Похоже, компания действует на опережение, реагируя на риски, связанные с нашумевшими законодательными инициативами, которые могут оказать (и, скорее всего, окажут) существенное влияние на зарубежные онлайн-покупки российских потребителей:
Вероятность реализации каждой из них оценивается как высокая; в этом случае интересы потребителей ожидаемо сместятся к внутренним покупкам.
Изменится структура рынка розничной онлайн-торговли, но не одномоментно. Российские ритейлеры, многие из которых являются членами АКИТ (организации, по мнению аналитиков, являющейся основным лоббистом обозначенных выше инициатив, под удар которых попадёт трансграничная торговля), по сути, получат симметричный ответ от китайского интернет-гиганта.
В условиях, когда заметный рост этого рынка сомнителен, «куски пирога» каждого из ритейлеров будут уменьшаться пропорционально росту рыночной доли TMall. Потребители, четвёртый год существующие в «режиме экономии», безусловно, проголосуют кошельком за того, кто предложит лучшие цены на идентичные или аналогичные товары. Вне всяких сомнений, Alibaba, работающая с вендорами накоротке и «съевшая собаку» на организации эффективных логистических схем, способна удержать цены в нужных пределах.
Другое дело, что нужные пределы, которые определит TMall, вряд ли будут значительно отличаться от установленных прочими ритейлерами. С демпингом Alibaba Group, похоже, завязала навсегда.
Ожидается, что, помимо «вкусных» цен на TMall, на покупателя снизойдёт и прочая потребительская благодать, а именно:
Первые покупатели TMall уже отметили «реактивную» доставку (2 дня — в мегаполисы) и оригинальность приобретённых товаров.
В течение недели после открытия российского TMall каждый потенциальный покупатель может ознакомиться с ассортиментом новой площадки в разделе TMall на сайте AliExpress или в мобильном приложении AliExpress, а также получить заветные скидочные купоны. В принципе, совершать покупки на TMall можно уже сейчас.
Следующие две недели (с 4 по 17 октября) будут установлены сниженные цены на товары по категориям согласно расписанию:
Ну, а с 18 по 22 октября специальные цены будут установлены на все категории товаров TMall.